ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «ВОСХОД»

Головное предприятие Минкомсвязи России в области разработки и внедрения
инфокоммуникационных систем государственного и специального назначения

Главная → Деятельность → Проекты →

Государственная автоматизированная система изготовления, оформления и контроля паспортно–визовых документов нового поколения

Создание Государственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения проводилось по указу Президента Российской Федерации от 19 октября 2005 г. № 1222,«Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» и распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 г. № 1156.

Заказчик

Государственными заказчиками по созданию системы являются: МВД России, Минкомсвязи России, МИД России, Минобороны России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, ФМС России, ФСБ России, ФСО России, Росморречфлот и Росграница. Минкомсвязи определен органом ответственным за разработку и реализацию единой технической политики создания и функционирования системы.

Назначение

Разработанная ФГУП НИИ «Восход» в кооперации с ведущими российскими IT компаниями государственная система предназначена для информационной и технологической поддержки федеральных органов исполнительной власти, организаций и предприятий, участвующих в процессе изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов (ПВД) нового поколения.

Принципы создания системы:

  • проектирование «сверху вниз» на основе единой информационно-технологической платформы и международных стандартов;
  • широкое использование типовых аппаратно-программных решений, базирующихся на оригинальных отечественных разработках;
  • выделение интеграционных компонентов в самостоятельную составную часть Системы, относящуюся к федеральному уровню и не принадлежащую отдельным ведомствам;
  • создание защищенной телекоммуникационной среды на основе использования услуг операторов связи с одновременным решением проблем «последней мили»;
  • проектирование и создание единой комплексной системы информационной безопасности, базирующейся на утвержденных государственными заказчиками моделях угроз безопасности информации;
  • использование программных продуктов с открытыми стандартами, переход от привычного повсеместного использования «традиционной» архитектуры «клиент-сервер» в пользу терминальных технологий на основе «тонкого» клиента;
  • создание интегрированной системы управления эксплуатацией Системы, включающей подсистему управления и мониторинга и подсистему поддержки деятельности;
  • обеспечение трансграничного обмена ключевой информацией через директорию открытых ключей, созданную под эгидой ИКАО либо на основе двусторонних соглашений.

Описание проекта

Базовый принцип организации системы — персональная идентификация владельца документа на основе биометрической информации, содержащейся в микросхеме документа. Фактически идентификация проводится путем автоматизированной сверки биометрических и паспортных данных проверяемого лица с хранящимися в микросхеме документа сведениями, заверенными электронно-цифровой подписью. Проект соответствует стандартам Международной организации стандартизации (ISO) и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO) в части содержания и оформления машиносчитываемых проездных документов.

При реализации проекта использовались современные технологии и методики создания информационных систем:

  • биометрические технологии;
  • программные продукты с открытыми стандартами;
  • терминальные технологии бездисковых рабочих станций;
  • технологии хранилищ данных и оперативной аналитической обработки данных;
  • технологии информационного портала;
  • средства и методы защиты информации с использованием криптографических средств и технологий электронной цифровой подписи.

Структура Системы

Разрабатываемая Система представляет собой трехуровневую территориально распределенную межведомственную автоматизированную систему.


Функциональные контуры Системы:

  • Контур оформления паспортов нового поколения;
  • Контур оформления российских виз;
  • Контур оформления удостоверений личности моряков;
  • Контур контроля ПВД нового поколения на государственной границе Российской Федерации;
  • Контур оформления вида на жительство, проездного документа беженца, разрешения на временное проживание.

Образцы паспортно-визовых документов нового поколения

Создание и развитие Системы

С января 2006 года по декабрь 2007 года было выполнено проектирование Системы, разработаны типовые технические решения, оборудована «пилотная зона» (Москва, Санкт-Петербург, Калининград и Калининградская область) и проведена опытная эксплуатация.

С января 2008 года началось внедрение программно-технических средств в паспортно-визовые подразделения России.

© 2012, ФГУП НИИ «Восход»

119607, г.Москва, ул.Удальцова, д.85
Телефон: +7 (495) 981-88-99
Факс: +7 (495) 931-55-22